Илья Зотов: Нужно защитить пассажиров от нелегальных перевозчиков

В России уже не одно десятилетие существует «серый» рынок автобусных пассажирских перевозок. Нелегалы, как правило, прикрываются табличкой «Заказной». И не просто табличкой: у них могут быть даже оформлены документы о том, что автобус работает по заказу. Хотя рейсы они совершают вполне по расписанию.

К основным причинам существования нелегального рынка эксперты относят пробелы в законодательстве и востребованность услуг среди населения. Согласно результатам опроса Госавтоинспекции МВД, 40 процентов респондентов воспользовались бы услугами нелегального перевозчика, зная о его статусе, если это удобнее или выгоднее. По сути, это означает, что люди сознательно готовы рисковать своим здоровьем и даже жизнью ради небольшой экономии на стоимости билета.

По словам председателя Общероссийского объединения пассажиров, члена Высшего совета движения Ильи Зотова, зазывалы у метро и вокзалов сегодня переместились в Интернет. Перевозчики используют сайты бронирования поездок и поиска попутчиков.

«Пассажир при этом, выбирая легковой автомобиль, оказывается в нелегальном автобусе, где от 20 до 50 мест. Мы выявили 236 сайтов по бронированию билетов у нелегалов. Информацию передали в Генпрокуратуру и Роскомнадзор. В октябре на популярном сайте BlablaCar нашли 786 нелегальных маршрутов междугородних автобусов из Москвы. В регионах ситуация имеет не меньший масштаб», – отмечает Зотов.

К примеру, официальные перевозчики Екатеринбурга вынуждены были подать в декабре коллективную жалобу в 14 ведомств (включая Минтранс, налоговую службу и УФСБ) с требованием запретить в регионе сервисы «Яндекс.Автобусы», BlaBlaCar и др. Как говорится в обращении, нелегальные перевозчики при содействии интернет-агрегаторов, не неся практически никаких затрат на обеспечение транспортной безопасности, скрывая доходы от налогообложения и не подвергаясь штрафным санкциям, откровенно демпингуют на рынке, составляя незаконную и недобросовестную конкуренцию легальным перевозчикам.

По мнению Ильи Зотова, проблема в том, чтобы отделить легальных перевозчиков от нелегальных на тех же сайтах. Важно проинформировать потенциального пассажира о том, что тот или иной сервис работает с «серым» рынком, который не выполняет элементарные правила безопасности и стимулирует рост ДТП. А честные перевозчики, которые вкладывают средства в безопасность и комфорт пассажиров, просто остаются без работы.