Лариса Шеина: Главный смысл перехода на единые стандарты – дать школьникам качественное базовое образование

Главный смысл перехода на единые стандарты в школьном обучении – дать ученикам качественное базовое образование. Об этом заявила член Экспертного совета «СИЛЬНОЙ РОССИИ», руководитель департамента образования Евразийского делового клуба Лариса Шеина.

Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении единых федеральных основных общеобразовательных программ для российских школ, которые должно будет разработать Минпросвещения до 1 марта 2023 года. Переход школ на реализацию этих программ запланирован до 1 сентября 2023 года.

«Переход на единые стандарты обучения – мера правильная. С помощью унификации мы решим огромное количество проблем. Дети смогут получать необходимый базовый объем знаний в любой школе. Это поможет и тем ученикам, которые по каким-то причинам вынуждены периодически переходить из школы в школу, например, дети военных, и учителям, которые меняют место работы», – сказала Шеина.

Но, по ее словам, главный смысл этой инициативы заключается в том, чтобы дать возможность ученикам получить качественное базовое образование.

«Нужно сделать обязательными единые программы не только по гуманитарным предметам, но и по математике, физике, химии, информатике, иностранным языкам. Пусть будут единые учебники. У нас сейчас огромное количество детей занимаются с репетиторами для того, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ. Вот это серьезная проблема. Если судить по итогам сдачи экзаменов в этом году, то видно, что ситуация ухудшилась, особенно по сдаче ОГЭ. Если в прошлом году дети сдавали обязательные русский язык и математику, то в этом году четыре экзамена – русский язык, математику и два предмета по выбору. Но до сих некоторые учащиеся их пересдают. Это сейчас огромная проблема в регионах. Дети боятся, родители в панике: ведь, если ребенок не сдаст экзамен, то либо остается на второй год, либо выходит без аттестата, со справкой. И деваться им попросту некуда. Но, если бы были единые программы, то ученик, имея базовую подготовку, мог бы сдать экзамен, получить аттестат об основном общем образовании, затем нормальную профессию и не потеряться в жизни», – сказала эксперт.

Шеина добавила, что, безусловно, не все просто будет при переходе на новые стандарты обучения. Но пока этот переход будет проходить, то мы уже получим какую-то полезную практику.

«Если мы действительно хотим уйти от повальной необходимости ходить детям к репетиторам для сдачи ОГЭ и ЕГЭ, значит, нужно переходить не только к единым программам, но и к единым заданиям. Кроме того, часть этих заданий должна быть такой, как, например, при сдаче экзамена по Правилам дорожного движения: карточки – ответы. Это дает гарантию не только сдачи экзамена, но и гарантию того, что родители сами могут проверить, правильно ли ребенок усвоил материал. Это снимет огромную долю тревожности и у родителей, и у детей. При этом, если кто-то хочет расширить свои знания, воспользоваться услугами репетиторов или огромным массивом литературных источников, то проблем никаких нет. Кроме того, нет никаких проблем и в том, что учителей якобы лишат творческого компонента, и они не смогут дать больше знаний. Смогут. В законопроекте это заложено – лучше можно, хуже нельзя», – считает эксперт.

Лариса Шеина напомнила, что кроме программ в процессе обучения еще важен учитель.

«К сожалению, у нас нет единообразия в оплате труда учителей, в разных регионах и городах она разная. А это приводит к текучести кадров: учителя не задерживаются надолго, уезжают оттуда, где низкая оплата труда и сложные условия работы. Но, если перейдем на единые стандарты обучения, то уменьшатся затраты государства на подготовку программ. Сэкономленные деньги могли бы пойти на зарплату учителям для того, чтобы профессия стала престижной, чтобы учителя чувствовали себя более уверенными в обществе и жизни. И поэтому нужно идти дальше в этом направлении», – заключила эксперт.